Рынок ценных бумаг,
15 декабря 1999 г.
Анализ риска в страховании 843 просмотра
Добыча нефти и газа, нефтепереработка и обеспечение нефтепродуктами относятся к разряду так называемых высокорисковых производств. Любой инвестор помимо обычных сведений о предприятии должен знать, насколько предприятие безопасно, в какую сумму может вылиться удовлетворение исков третьих лиц при возможной аварии.
Практика ведущих мировых нефтяных компаний убедительно доказывает, что для решения проблемы весьма важно использовать финансовые инструменты, в том числе страхование.
По оценкам экологов, потери нефти и нефтепродуктов в России за счет аварийных ситуаций и несоблюдения технологической дисциплины достигают 25 млн тонн ежегодно. Официальные оценки — 4,8 млн тонн. Подобный уровень аварийности нельзя признать приемлемым.
Страхование традиционно является в рыночной экономике составной частью управления промышленными рисками, обеспечивая (в рамках управления рисками) защиту экономико-финансового состояния компании от технических (промышленных) рисков. При этом затраты на страхование должны быть экономически обоснованы, ведь один из самых важных вопросов — как должна быть выстроена страховая защита?
Задача, стоящая перед владельцами (инвесторами) любой компании, состоит в том, чтобы выстроить экономически эффективную защиту своих активов, определив: каким рискам компания может противостоять сама; какие риски компания может передавать на страховой и перестраховочные рынки, с тем чтобы расходы на страхование не были чрезмерно высокими.
Экономически эффективная защита инвесторами своих активов связана в большой степени с построением системы риск-менеджмента в компании. Это предполагает выделение и классификацию текущих и потенциальных рисков.
Представляются естественными следующие требования к страховой защите предприятий нефтегазовой компании: полная и своевременная компенсация финансовых потерь от промышленных рисков посредством перевода неплановых по сроку и объемам расходов по покрытию аварийных убытков в разряд плановых и экономически приемлемых по величине страховых платежей. Это означает, что бюджетное планирование (основной экономический механизм управления процессами производства и развития) распространяется на процессы управления промышленными рисками, восстановление имущества предприятий компании до состояния, в котором они были до аварии, полное возмещение ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде, полное возмещение потерь от перерывов в производстве.
В сложившихся в России экономических условиях не все эти требования выполнимы. В условиях экономического кризиса возможности даже нефтегазовых компаний по созданию в составе бюджета финансовых резервов крайне ограничены. Практически все крупные инвестиционные проекты осуществляются на заемные средства, поэтому страхование является единственной возможностью и экономически целесообразным способом создать указанные резервы, обеспечить компенсацию возможных потерь и, следовательно, устойчивое функционирование производственных предприятий.
Однако и у страховщика, и у страхователя возникают вопросы относительно уровня и качества страховой защиты, а именно: каким должен быть уровень страховой защиты предприятия нефтяной отрасли и окружающей природной среды; каким должен быть адекватный страховой тариф; какие инженерно технические мероприятия следует в первую очередь проводить за счет формируемого страховщиком резерва предупредительных мероприятий?
Заметим, что уровень и качество страховой защиты зависят во многом от знания страховщиком реальных опасностей объекта.
Практическим инструментом исследования уровня опасностей для объекта является количественный анализ риска, суть которого состоит в том, чтобы рассмотреть все возможные (не противоречащие законам физики) сценарии возникновения и развития аварий, а также дать оценку частоты и масштабов возможной реализации каждого из сценариев на конкретном объекте.
В Страховой группе “ЛУКОЙЛ”, куда входит и наша компания, разработано методическое обеспечение решения задач анализа риска. При этом в качестве показателей ущерба рассматриваются: различные виды ущерба для жизни и здоровья людей (количество погибших, пострадавших, эвакуированных); материальные потери имущества; ответственность перед третьими лицами; ущербы от перерывов в производстве, экологические последствия (количество выбросов в окружающую среду, загрязненная площадь).
Указанные показатели ущерба (вместе с ожидаемыми частотами их реализации) рассчитываются для каждого возможного сценария аварии.
Анализ рассчитанных показателей риска позволяет количественно описать уровень безопасности объекта, доказательно утверждать о соблюдении требований национального законодательства, международной практики, адекватно учитывать местные особенности, выбирать различные варианты решений по страхованию и перестрахованию объекта нефтяной отрасли, выявлять его “слабые места”.
На основании результатов анализа риска предлагается конкретная программа мер по предупреждению техногенных аварий и действиям при ЧС. Каждая мера вводится в компьютерную модель, и процедура количественной оценки риска проводится вновь. В результате страховщик и страхователь имеют возможность оценить степень снижения риска от внедрения соответствующих предупредительных мероприятий либо от мероприятий по действиям в ЧС. Знание стоимости внедрения мероприятий позволяет обоснованно разрабатывать программу наиболее эффективных мер по повышению защищенности объекта от техногенных аварий (на основе анализа “затраты-выгоды” как в денежных, так и в натуральных показателях), т.е. оптимального расходования резерва предупредительных мероприятий.
Процедура количественной оценки риска Страховой группы “ЛУКОЙЛ” применялась в России для крупных объектов нефтепереработки и нефтехимии (ОАО “ЛУКОЙЛ — Пермнефтеоргсинтез”, АО “Нижнекамскнефтехим” и др.), морских объектов (СПБУ “АСТРА”, ледостойкого стационарного комплекса в Балтийском море), магистральных и внутрипромысловых трубопроводов. Аппарат количественной оценки риска достаточно сложен и трудоемок, однако только такая оценка может дать объективную картину безопасности объекта и структуры его рисков. Подобная оценка промышленных рисков применяется и на западном рынке: это существенно облегчает и делает цивилизованной процедуру перестрахования.
ЕЛОХИН А., КОРОЛЕВ А.
Вся пресса за 15 декабря 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Игроки, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 ноября 2025 г.

|
|
Вечерняя Москва, 13 ноября 2025 г.
Водителей предложили проверять на наличие диагностической карты по камерам

|
|
cbr.ru, 13 ноября 2025 г.
Продлены полномочия финансового омбудсмена Татьяны Савицкой

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Таксопарки призвали усилить наказание для водителей без полисов ОСАГО

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ЦБ продлил полномочия Савицкой на посту финуполномоченного по правам потребителей финуслуг

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Названы главные проблемы в страховании автомобилей такси

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ГД приняла в I чтении законопроект о продлении ЦБ спецполномочий на 2026 год

|
|
Финмаркет, 13 ноября 2025 г.
В 1-м чтении принят законопроект о продлении действия ряда временных полномочий ЦБ РФ на финрынке

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
РСА предложил отслеживать по камерам наличие у водителей в потоке карт о пройденном ТО

|
|
МК в Мурманске, 13 ноября 2025 г.
Суд обязал северянина вернуть деньги страховой за аварию

|
|
Российская газета онлайн, 13 ноября 2025 г.
Эксперты: Рейтинг автошкол - идея здравая, но как он будет формироваться

|
|
Медвестник, 13 ноября 2025 г.
ВС РФ подтвердил запрет на использование медоборудования в лизинге по ОМС для платных услуг

|
|
Известия онлайн, 13 ноября 2025 г.
Госдума приняла законопроект о рейтинге автошкол

|
|
Агентство городских новостей Москва, 13 ноября 2025 г.
Страховщики предлагают вместе с ОСАГО проверять карту техосмотра по камерам

|
|
Коммерсантъ онлайн, 13 ноября 2025 г.
КС обязал усовершенствовать систему взносов на деятельность финансового омбудсмена

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
КС постановил усовершенствовать закон о финансовом омбудсмене

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
Мэрия Анапы увеличила требования к владельцам танкеров из-за разлива мазута до 670 млн руб.

|
|
МК в Поволжье, Самара, 13 ноября 2025 г.
В РФ идет активное обсуждение реформы ОСАГО: водителям авто грозят изменения

|
 Остальные материалы за 13 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|